Развитие
информационных взаимоотношений России
в Содружестве Независимых Государств
Вашанов
В.А., Кривилёв В.А., Соколов В.Н.
Введение
Экономическое сотрудничество
Российской Федерации со странами Содружества как основа обеспечения устойчивого развития
экономики России и повышения уровня ее безопасности предполагает не в последнюю
очередь использование информационных технологий для усиления связей на
постсоветском пространстве.
В интересах России способствовать созданию в рамках
Содружества интегрированной системы
сотрудничества, базирующейся на развитой инфраструктуре пространственных данных
и единой цифровой картографической основе как адресном базисе обслуживания
взаимовыгодных форм общения на традиционном рынке стратегического сырья и решения общих транспортных и энергетических проблем [Вашанов В.А., 2000].
В условиях, когда большинство пограничных железнодорожных и автомобильных
переходов, трубопроводов, морских портов, ориентированных на западное и южное направления,
отошли к новым государствам, до двух третей морского грузооборота России осуществляется через
зарубежные порты. В то же время
возрастает интерес партнёров по СНГ к транспортно-торговому коридору
ЗАПАД-ВОСТОК-ЗАПАД и энерго- и водоснабжению по каналу СЕВЕР-ЮГ.
Широкомасштабные проекты развития экономического сотрудничества со странами СНГ и стратегические интересы России обуславливают предпосылки для консолидации
усилий по созданию фонда обменной
информации и телекоммуникационной среды трансляции общедоступных
сведений как в интересах потенциальных инвесторов, так и властных структур
государств-участников СНГ.
Наиболее экономически развитые страны мира формируют в
самой ближайшей перспективе (на начало XXI века) контуры постиндустриального общества будущего.
По мнению экспертов, это общество будет именоваться информационным обществом
знаний. В нем информационные технологии будут играть ту же роль локомотива
прогресса, которую выполняли (и выполняют до сих пор) энергетические технологии в создании
индустриального общества ХХ века.
КАРТОГРАФИЯ
в качестве базового элемента обеспечения информационно-территориальных
технологий на рубеже третьего тысячелетия проходит этап возрождения в новой для
неё - цифровой форме, используя данные дистанционного зондирования Земли и
новые технологические приёмы получения и обработки оптикоэлектронной информации
[Киенко Ю.П., 2002]. Более 100 запусков космических аппаратов с фотоаппаратурой
давали с 1973 г. по 1999 г. необходимый объем информации для обновления
цифровых топографических карт масштабов от 1:1000000 до 1:50000, а по некоторым
элементам местности и их взаимному расположению до масштаба 1:25000. Кроме
того, безусловно, полученная информация использовалась для создания серий цифровых тематических карт
и информационных материалов. Указанные выше карты применялись в качестве
адресной основы для создания географических информационных систем (ГИС). Наиболее распространенная тематика с
получаемой из космоса информации - это геология, геоморфология и сейсмология,
природные ресурсы, гидрология, экология и природопользование, сельское
хозяйство и землепользование, объекты промышленности и транспорта, геоботаника
и лесное хозяйство, некоторые другие.
Столь широкому тематическому спектру карт
способствовало то обстоятельство, что наибольшее число дешифровочных признаков
элементов местности дает многозональная съемка с разрешением от 5…10 м,
проводившаяся с помощью космического фотографического аппарата типа КФА-1000,
а с разрешением от 2 м - с аппарата типа КФА-3000. Следует заметить,
что на базе проекта Ресурс-Ф за время активной работы в полете (от 18 до 30
дней) фотографировалось в сутки до одного миллиона квадратных километров
территории государств-участников СНГ и зарубежья. Поэтому понятно, что на сегодня альтернативы
в виде наземных или аэрофототопографических съёмок для получения подобного
объема и тематического охвата фотографической информации для ее использования в
ГИС всех уровней не существует. Особенно это ощутимо в быстро развивающихся
экономических районах.
В России для выполнения геодезических и
картографических работ на базе спутниковых систем определения координат
местности вводится новая Государственная геодезическая система координат 1995
года (СК-95) [Макаренко Н.Л., 2002].
Огромная протяжённость и быстроменяющаяся техническая
инфраструктура территории России и СНГ в целом, изменения в полосе
государственной границы Российской Федерации и соответствующие объёмы работ по
обновлению карт диктуют сохранение темпов использования данных космического
картографического мониторинга, но уже на новой технической и технологической
основе.
Внедрение информационных технологий [Картография,
1995-2002] и развитие информационной
инфраструктуры в картографии [Кошкарев А.В., 2000, Казанцев Н.Н., 2001]
отражает усложняющуюся структуру экономики, расширяющиеся международные связи и
кооперацию по решению целого ряда социально-экономических,
информационно-коммуникационных и политических задач. Информационные ресурсы
являются одним из важнейших видов ресурсов любого государства (групп
государств), без использования которых в принципе невозможно эффективно
осуществлять функции территориального управления.
Окинавская хартия Глобального информационного общества
(июль 2000) определила обязательства Большой Восьмёрки (G8) по распространению информационно-коммуникационных
технологий и преодолению цифрового программного и аппаратно-технологического
разрыва, угрожающего многократно усилить
экономическое, экологическое и социальное неравенство в мировом сообществе.
Поддержка G8 во всех странах национальных
стратегий развития Информационного общества, включая в качестве обязательного
направления деятельности создание Электронного правительства (е-правительства),
была подтверждена на встрече в Генуе (июль 2001).
Эта программа, опираясь на рекомендации Группы по цифровым возможностям (DOT FORCE),
созданной по решению глав государств G8,
излагает взгляды на развитие
стратегически важного направления - создание предпосылок для формирования
статуса е-правительства.
Федеральная целевая программа "Электронная Россия
на 2002-2010 годы" разработана в соответствии с Распоряжением
Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2001 г. № 207-р и включена в
Перечень федеральных целевых программ, предлагаемых Правительством Российской
Федерации к финансированию из федерального бюджета, начиная с 2002 года
[Постановление, 2002].
Цели и задачи
программы определены в развитие основных положений Окинавской хартии
глобального информационного общества, подписанной Президентом Российской
Федерации 26 июля 2000 г., а также
"Концепции формирования и развития единого информационного пространства
России и соответствующих государственных информационных ресурсов",
одобренной решением Президента Российской Федерации от 23 ноября 1995 г. №
Пр-1694, Доктрины информационной безопасности Российской Федерации.
Реализация программы позволит:
¾
развить основы
гражданского общества и демократических традиций в России;
¾
максимально
использовать интеллектуальный и кадровый потенциал России;
¾
обеспечить
гармоничное вхождение в мировую постиндустриальную экономику на основе
кооперации и информационной открытости;
¾
преодолеть
информационное неравенство между Россией и другими развитыми странами,
обеспечить равноправное вхождение граждан России в глобальное информационное
сообщество на основе соблюдения прав человека, в том числе права на свободный
доступ к информации, права на защиту персональной информации.
В рамках данной программы и в развитие идей,
заложенных в ней, целесообразно выполнять и российскую часть создания интегральных
систем управления информационными ресурсами, сопряженную с
информационно-коммуникационной системой государств-участников СНГ на базе
создания инфраструктуры пространственных данных и использования сетевых ГИС-технологий.
Геодезия и картография как производственно-техническая
отрасль хозяйственной деятельности в СНГ
испытывает финансовые трудности в развитии научно-исследовательских и
опытно-конструкторских работ, от которых зависит устойчивое развитие цифровой
картографии и введение её технологий в практику производства топографических и
тематических карт.
На основе консолидации усилий финансово-экономического
сообщества государств-участников СНГ следует обеспечить опережающее развитие
базовой отрасли хозяйственной и социальной деятельности в сфере информационных
ресурсов - геодезии и картографии.
Особое внимание следует обратить на единовременное
создание триады:
¾
картографического комплекса космического базирования (КККБ) и
эксплуатацию системы КККБ и ГЛОНАСС для
топогеодезического обеспечения картографического производства;
¾
антенных комплексов приёма и обработки (АКПиО) спутниковой
информации, распределённых по территории СНГ с перекрывающимися зонами
приёма сигналов;
¾
инфраструктуры
пространственных данных и выработку
условий обмена информационными ресурсами между государствами-участниками СНГ, а
также
¾
разработку
геоинформационных систем различного назначения как инструмента пользования
картографическими фондами [Плешков В.Г., 1997] и решения прикладных задач в
интеграционных управляющих комплексах.
При наличии этих средств и методов сбора и обработки
информации возможно внедрение передовых цифровых технологий в картографическое
производство государств-участников СНГ и его формирование в качестве
информационных ресурсов мирового сообщества. Следует ожидать поддержки заинтересованных
инвесторов проекта по созданию пилотного бортового спутникового комплекса с
оптикоэлектронной аппаратурой и опорных
пунктов приёма информации, а также в создании отраслевого корпоративного канала
в сети связи и узлов доступа к
информации в странах Содружества.
В сфере управления на первый план при высокой
стоимости исходной информации выходят факторы государственной безопасности
["А"] и долгосрочного прогнозирования ["Б"] состояния
территории при планировании и финансовом обеспечении программ развития
[Кривилёв В.А., 2000; Соколов В.Н., 2001].
Группа факторов "А" охватывает не
только состояние оперативной обстановки в случае изучения последствий
катастрофических событий и оценки ущерба, или угроз концентрации негативных
воздействий и оценки риска, но и среднесрочное прогнозирование при анализе
текущей обстановки на основе космических данных по территории интересов
государств-участников СНГ.
К группе "Б" факторов можно отнести
проблематику долгосрочного прогнозирования, во-первых, которая складывается из
анализа геополитических проблем, во-вторых, формируется из среднесрочных
прогнозов по выбираемому кругу задач, а в-третьих, та её часть, которая создаётся
космогеодинамикой.
Из-за высокой исходной стоимости космическая
информация при её узко специализированном и инфраструктурно не проработанном
потреблении может оказаться, что она не
конкурентоспособна в сравнении с имеющими исторические корни,
административно-хозяйственными учётно-статистическими методами сбора и
обработки информации. Но также хорошо известны уникальные возможности
использования данных дистанционного зондирования Земли в системах поддержки
принятия решений. Во многих случаях бортовые данные, вследствие
мультипликативности и аддитивности получаемых сведений, принимаются и
одновременно сравниваются с наземной ведомственной информацией, что позволяет
создавать и обновлять топографические и тематические карты на заданные
территории за короткие сроки для широкого круга пользователей.
Фонды попечителей МГАТУ России, США, Франции,
Великобритании, Германии, Китая, Японии, Австралии, Чехии, Кипра [Фонды
попечителей] и других стран иные международные организации и инвесторы,
опираясь на сотрудничество с научной общественностью этих стран, могут способствовать
развитию имеющихся в России заделов и ускорить развёртывание современного
картографо-геодезического производства на базе аэрокосмических и
картографических цифровых технологий на всём постсоветском пространстве.
Основной импульс подобной программы совпадает с проторенными путями
предшествующего развития картографии конца ХХ века - это внедрение космического
картографического мониторинга в практику производства карт. Но каждая из
ведущих технологических составляющих этого процесса претерпевает существенные
изменения, обеспечивая консолидированное и конкурентоспособное развитие
космических и наземных технологий формирования информационных ресурсов о Земле.
Таким образом, вся совокупность факторов говорит о необходимости интеграции
усилий для достижения гармонизации мировых структур информационного общества
будущего.
Направления подобной программы отражают ряд
перспективных, но трудоёмких особенностей переоснащения и замены используемых на аэрогеодезических
предприятиях отрасли технологий. В этой связи создание
космогеодезического холдинга при участии заинтересованных
государств-участников СНГ и инвесторов, основной задачей которого станет
поддержание баз пространственных данных и производство топографических и
тематических карт по заказам потребителей на основе космических материалов,
обмен данными и технологиями в качестве перспективного и рентабельного
направления деятельности.
Меры, сосредоточенные
на создании холдинговой структуры, крайне необходимы для формирования
национальных картографо-информационных ресурсов, но также они преследуют цель
их последующей интеграции в общемировую систему.
Развиваемые подходы представляют интерес для
картографо-геодезического производства в любой стране мира, что послужит
хорошей основой для успешной работы инвесторов в этом направлении.
Опубликовано: Совет по изучению производительных сил,
Минэконом развития России и Российская академия наук, Центр исследований
эколономических проблем СНГ, Комплексные проблемы экономического сотрудничества
и природопользования России и стран СНГ, под научной редакцией д.э.н., проф.
В.А. Вашанова, Москва, "СОПС", 2004, с. 268, Глава 7, Направления рационального природопользования
России и стран СНГ, 7.1 Интеграция России
и стран СНГ в сфере информатизации, с. 222-232.
/см. strategy.zip 26 kb/
©1998-2009 SOKOLOV V.N. http://uprava.nm.ru http://hronoinfotropos.narod.ru |