Name




Г Л А В Н А Я

ДИАЛОГ ЦИВИЛИЗАЦИЙ

Э К О Л О Г И Я


Глобальный мониторинг

Региональная экология

Байкальская волна


Север и его проблемы

Север и Коренные народы

Использование ВИЭ в России





ИНФОРМАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

ВОЗМОЖНЫ ВАРИАНТЫ...

Клёнов В.И.
Виртуальные природные среды


Луковников Н.Г.
Навигационный комплекс "Сигнал"


Future...





Рассказ С. Буслаевой

Пресс-релиз

20 января 2005 года

http://www.infolegal.ru/doc/2005/01/20010512.doc

Коренные народы против безответственных нефтяников

20 января 2005 года в 12.30 в Независимом пресс-центре Всемирный фонд дикой природы (WWF) и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ (РАЙПОН) провели пресс-конференцию, посвященную ситуации, сложившейся в связи с нарушением нефтегазовыми компаниями прав коренных малочисленных народов Сахалина.

Сегодня же на севере Сахалина началась акция протеста коренных народов острова «Зеленая волна», требующих соблюдения их законных прав на сохранение исконной среды обитания и ведения традиционного образа жизни.

Данная акция является единственным способом самозащиты Конституционных прав коренных малочисленных народов севера Сахалинской области в условиях отсутствия доступа к полной и достоверной информации по осуществляемым на Сахалине нефтедобывающим проектам, дезинформации, содержащейся в опубликованной проектной документации, а также нежелания компаний вести серьезный диалог с природоохранными организациями и организациями коренных народов.

С момента перехода нефтегазовых проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2» к фазе крупномасштабных строительных работ, а именно прокладке нефте- и газопроводов, установке новых морских платформ, строительству пирсов и других промышленных объектов, резко увеличилось негативное воздействие на окружающую среду и традиционное природопользование коренных малочисленных народов Севера Сахалина.

В декабре 2004 года нефтяным компаниям и Администрации Сахалинской области было предложено найти выход из создавшейся критической ситуации через подписание Меморандума, согласно которому будет проведена этнологическая экспертиза проектов, а также создан Фонд развития коренных малочисленных народов.

WWF России считает, что этнологическая экспертиза должна проводиться в рамках стратегической экологической оценки всех нефтегазовых проектов, осуществляемых и планируемых к осуществлению на Сахалине. К сожалению, в отношении сахалинских проектов такая стратегическая экспертиза не была проведена. Это во многом стало причиной тех многочисленных проблем, с которыми сталкиваются коренные малочисленные народы и природоохранные организации.

WWF России и РАЙПОН поддерживают коренные малочисленные народы Сахалина в их стремлении сохранить исконную среду обитания и отстоять право на традиционный образ жизни. «Мы призываем нефтяные компании остановить давление на коренные малочисленные народы Сахалина, строго соблюдать нормы российского и международного законодательства, а также морально-этические нормы», говорит Евгений Шварц, директор по природоохранной политике WWF России

Несмотря на оказываемое давление и сопротивление, акция протеста началась. Коренные малочисленные народы намерены добиваться подписания Меморандума и соблюдения их законных прав.

Дополнительная информация:

В пресс-конференции приняли участие:

Евгений Шварц – директор по природоохранной политике WWF России

Михаил Тодышев - Вице-президент АКМНСС и ДВ РФ (РАЙПОН)

Татьяна Серых – координатор программы по экологизации нефтегазового сектора WWF России

Яна Дордина - Координатор международных проектов АКМНСС и ДВ РФ (РАЙПОН)

Хроника событий:

В течение последних лет коренные народы пытались обратить внимание нефтяных компаний и местных органов власти на обостряющуюся ситуацию на Сахалине. Попытки коренных народов были проигнорированы.

19 декабря в Ногликах Сахалинской области состоялось заседание штаба по проведению акции протеста коренных малочисленных народов Севера, на котором было принято решение начать перекрытие дорог и промышленных объектов севера Сахалина с 20 января 2005 г.

Акцию поддержали WWF России и РАЙПОН, а также общественные движения и партии региона, которые направили письма-обращения в ООН, Всемирный банк, ЕБРР с просьбой выступить в защиту прав коренных народов Сахалина. Требования коренных народов острова также поддержал депутат Государственной думы РФ Иван Ждакаев. Он направил в адрес Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области письмо поддержки.

18 января 2005 года было подписано соглашение между коренными народами, нефтяными компаниями и администрацией Сахалинской области. Подписанное соглашение ничего общего не имеет с текстом Меморандума, о котором шла речь в декабре 2004 года. От лица администрации соглашение подписал вице‑губернатор Сахалинской области Георгий Карлов. Со стороны "коренных народов" его подписали Е.А. Королева, представитель коренных малочисленных народов Сахалина в областной Думе и А.Р. Минато, специалист по работе с коренными малочисленными народами администрации Паронайского района. По предварительной информации, соглашение также подписано всеми нефтяными компаниями острова.

Два представителя коренных народов, которые по информации администрации области якобы подписали соглашение, на самом деле его НЕ подписывали. Это Августина Шахматова (делегат V съезда коренных малочисленных народов Севера, Сибири и ДВ) и Владислав Соловьев (руководитель местной общины уйльта п. Вал и председатель территориальной общины местного самоуправления п. Вал). Также Соглашение НЕ подписано ни одним представителем районной и областной Ассоциаций коренных малочисленных народов Севера, которые и представляют интересы коренных народов. Представители РАЙПОНа и ассоциации «Родник» провели экспертный анализ подписанного соглашения (см. ниже Экспертное заключение) и заявили, что его текст носит характер декларации о намерениях, формулировки его очень туманны и обтекаемы.

На днях стало известно, что представители нефтяных компаний «Сахалин Энерджи Инвестмент Компани Лтд» и «Эксон Нефтегаз Лимитед» оказывают давление на участников акции протеста «Зеленая волна». По сообщению Александра Борисова, председателя кооператива «Валетта» из п. Вал, Ногликского района Сахалина, уже два дня представители указанных компаний ходят по домам жителей п. Вал, представителей коренных малочисленных народов, и уговаривают их отказаться от участия в пикетировании. Более того, они угрожают, что те люди, которые примут участие в акции, лишатся своей работы в нефтяных компаниях. А. Борисов сообщил, что сейчас в различных проектах задействовано около 30 представителей малочисленных народов. Увольнению могут подвергнуться также те представители коренных народов, чьи родственники примут участие в пикетировании. Кроме того, компания «Эксон Нефтегаз Лимитед» планировала встречу с жителями п. Вал, на которой они также намеревались уговаривать аборигенов отказаться от участия в акции.

Факты негативного воздействия нефтегазовых проектов:

·        В ходе первого этапа проекта «Сахалин-2» с нефтедобывающей платформы «Моликпак» в ходе бурения 14 скважин с 1999 по 2001 гг. было сброшено в Охотское море 70 000 тонн токсичных буровых отходов.

·        В мае 1999 года в заливе Пильтун, расположенном недалеко от места установки платформы «Моликпак», погибло около 5 000 тонн сельди тихоокеанской. Независимый анализ образцов погибшей рыбы показали наличие в ней большого количества свежей нефти, тяжелых металлов, синтетических поверхностно активных веществ (СПАВ) и бария, которые являются главными компонентами бурового раствора, используемого при бурении скважин на «Моликпаке».

·        С конца 1998 года коренные малочисленные народы острова – нивхи – стали отмечать резкое снижение уловов наваги, являющейся самым важным объектом промысла в зимний период на севере Сахалина, и одним из основных традиционных продуктов питания. По мнению местных жителей, причиной резкого снижения запасов наваги в заливах Северо-востока острова является деятельность нефтяной индустрии на шельфе, в особенности сброс десятков тысяч тонн отходов с платформы «Моликпак». Компания «Сахалин Энерджи», которая брала на себя обязательства по ведению мониторинга окружающей среды, включая популяции промысловых видов рыб, игнорирует тревожную ситуацию с промыслом наваги.

·        В ходе второго этапа проекта «Сахалин-2» при строительстве двух причалов на юге Сахалина, в заливе Анива, «Сахалин Энерджи» планирует сбросить в центральную часть залива около 1,5 миллионов тонн грунта, вынутого при дноуглубительных работах. Кроме того, «Сахалин Эненрджи» запланировала ежегодный сброс в залив Анива 533,0 тысяч м3 нефтесодержащих сточных вод с завода по сжижению природного газа, который предполагается построить на побережье залива Анива, где проходит нерест, нагул или зимовка ценных промысловых видов – крабов, креветок, шримсов, гребешков, трубача, сельди, корюшки, камбал, минтая, кукумарии.

·        8 сентября 2004 г. вследствие выброса на берег судна подрядчика компании «Сахалин Энерджи» «Христофор Колумб» произошел разлив 200 тонн мазута, и была загрязнена морская акватория и побережье в районе г. Холмска. Чтобы добраться до места аварии и приступить к ликвидации последствий, «Сахалин Энерджи» потребовалось целых 2 дня. Данное чрезвычайное происшествие еще раз подтвердило неготовность компании к борьбе с высоко вероятными разливами нефти. Следует отметить, что авария произошла до начала второй стадии проекта, в рамках которой планируется осуществлять многотысячные перевозки нефти в страны Тихоокеанского региона. Последствия такого разлива могут быть сравнимы с последствиями печально известного разлива танкера «Эксон Валдиз» у берегов Аляски и представляют собой огромную угрозу как морской среде и ее ресурсам, так и коренным малочисленным народам, чья жизнь напрямую зависит от моря. Деятельность компании «Эксон», работающей по проекту Сахалин-1, также представляет собой угрозу образу жизни коренных народов Сахалина и природе острова. Так, летом 2004 года из-за халатности работников компании на одном из участков работ в Ногликском районе произошел массовый замор корюшки. Рыба не смогла преодолеть ручей Безымянный, над которым была построена насыпная дорога, так как диаметр трубы под дорогой был недостаточен для беспрепятственного прохождения корюшкой.

·        Нефте- и газопроводы «Сахалин Энерджи» на своем пути через остров пересекут 1103 различных водотоков. Для пересечения лососевых нерестовых рек будет использован преимущественно траншейный способ укладки трубопровода, что уничтожит большую часть нерестилищ лососевых.

·        Вся трасса сухопутных трубопроводов «Сахалин Энерджи» пролегает в зонах 8-9 балльной сейсмичности и 55 раз пересекает 44 тектонических разлома различных типов. Тем самым частые на Сахалине землетрясения в совокупности с пересечениями нефтепроводом наиболее активных и опасных при землетрясениях участков (разломов) неизбежно вызовут большие и малые повреждения подземных труб, связанные с различными по размеру утечками нефти. Учитывая, что практически все реки на Сахалине являются нерестовыми для лососей, а заливы и прибрежные морские участки играют ключевую роль в воспроизводстве множества видов ценных биоресурсов, решение о подземной прокладке нефтепровода в совокупности со столь низкой чувствительностью аппаратуры создает недопустимую опасность для окружающей среды и рыболовства. Наибольшая опасность грозит подземным водозаборам населенных пунктов, расположенным вдоль трассы нефтепровода. «Сахалин Энерджи» не предусматривает абсолютно никаких мер по ликвидации подземных нефтяных загрязнений. В случае продолжительной подземной утечки вблизи водозабора грунтовых вод тысячи людей могут остаться без собственного источника питьевой воды, а загрязненный водоносный горизонт будет на десятилетия потерян.

·        Строительство трубопровода по проекту «Сахалин‑1» больше повлияет на состояние охотничьих угодий, чем строительство трубопровода по проекту «Сахалин‑2». Большая часть трубопровода по проекту «Сахалин‑2» прокладывается параллельно автомобильным и железным дорогам, рядом с которыми практически нет мест обитания промысловых животных. В то время как трубопровод по проекту «Сахалин‑1» пройдет через нетронутые места. Строительство будет вестись в районе самой высокой концентрации северных оленей, в том числе на территории пастбищ и мест отела этих животных. По мнению главного охотоведа Сахалинского областного охотуправления Юрия Еремина, это может привести к сокращению численности северных оленей и других видов животных. Он отметил, что на сегодняшний день значительного сокращения численности оленей не произошло, но основное стадо распалось на несколько групп, которые разошлись по разным зонам обитания. По данным за 2004 год в Сахалинской области обитает 3 тыс. 200 особей северного оленя. В эту цифру не входят домашние олени, число которых на сегодняшний день незначительно. В 50‑е годы в области насчитывалось более 20 тыс. диких и домашних северных оленей.

ПРОЕКТ

Меморандум

 

15 декабря 2004г.                                                                                        г. Южно-Сахалинск

Недропользователи (по списку) и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области (далее АКМНС), именуемые в дальнейшем Стороны учитывая необходимость взаимодействия по вопросам соблюдения прав и интересов коренных малочисленных народов Севера сахалинской области в условиях крупномасштабного промышленного освоения нефтегазовых месторождений Сахалина договорились о сотрудничестве, основанном на следующих принципах:

 

Статья 1.

Стороны:

- признают, что разработка и добыча углеводородов, строительство нефтегазопроводов, заводов и других крупных промышленных объектов оказывает прямое негативное воздействие на окружающую среду и образ жизни коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области;

- принимают во внимание взаимное стремление к установлению более тесных контактов между Сторонами;

- подчеркивают особую духовную связь коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области с землей и исключительную важность сохранения и защиты их среды обитания как неотъемлемого условия их этнического выживания и развития;

- уважают приоритетное право коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на использование ресурсов животного и растительного мира;

- отмечают, что коренные малочисленные народы Севера Сахалинской области проживают в отдаленных населенных пунктах в сложных климатических условиях без развитой инфраструктуры, сталкиваются с серьезными социально-экономическими проблемами, связанными с сохранением и развитием традиционных видов хозяйственной деятельности, возрождением культуры и языка;

 - приветствуют стремление Недропользователей, осуществляющих хозяйственную деятельность на исконных территориях проживания и природопользования коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, внести вклад в институциональное и социально-экономическое развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области.

 

Статья 2.

При решении вопросов, относящихся к соблюдению исконных прав коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на сохранение традиционного уклада жизни и достойное социально-экономическое положение, Стороны обязуются строго соблюдать действующее законодательство РФ, международные правовые акты и нормы обычного права, учитывая и применяя сложившуюся мировую практику.

 

Статья 3.

Для оценки негативного воздействия и выработки стратегии, для принятия эффективных мер по его снижению Стороны договорились провести комплексную этнологическую экспертизу. Срок проведения экспертизы первый квартал 2005 года.

 

 

Статья 4.

Для проведения этнологической экспертизы, практической реализации первоочередных мер по снижению негативного воздействия и финансирования долгосрочных социально-экономических программ поддержки коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области Стороны договорились создать Фонд, финансирование которого будут осуществлять Недропользователи. Проект Устава Фонда готовит АКМНС. Срок разработки Устава и утверждение его Учредителями до 20 января 2005 года.

Статья 5.

Для осуществления оперативного взаимодействия, разработки проектов документации, подготовки предложений Стороны создают постоянно действующую рабочую группу. Предложения по составу группы готовит АКМНС. Срок создания группы до 31 декабря 2004 года.

 

Статья 6.

При реализации принципов настоящего Меморандума Стороны руководствуются условиями прозрачности для общественности при принятии решений.

 

Статья 7.

Настоящий меморандум вступает в силу с момента его подписания. Оформляется на русском языке и хранится у каждой из подписавшихся Сторон.

 

Ассоциация коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области

 

_______________________________________Президент АКМНС Сахалинской области

Недропользователи:

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитывая важность выполнения подписанного меморандума, уважая принципы партнерства, провозглашенные на 72 Генеральной Ассамблее ООН, на основании решений апрельского совещания при Президенте РФ В.В. Путине, прошедшего в Салехарде, Администрация Сахалинской области и Ассоциация коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации выражают поддержку процессу сотрудничества и понимания между коренными малочисленными народами Сахалинской области и Недропользователями и обязуются всячески поддерживать этот процесс.

 

Губернатор Сахалинской области                                                                                И.П. Малахов

Президент АКМНССДВ РФ                                                                               С.Н. Харючи                                   

 

СОГЛАШЕНИЕ О СОТРУДНИЧЕСТВЕ

в области социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области

 

январь 2005г.                                                                                                           г. Южно-Сахалинск

 

Мы нижеподписавшиеся,

-         Администрация Сахалинской области в лице вице-губернатора Сахалинской области Карлова Г.А.,

-         Нефтегазовые компании, участвующие в освоении месторождений углеводородов Северных районов о. Сахалин и прилегающего шельфа (по списку),

-         Представители коренных малочисленных народов Севера Сахалина

Совместно именуемые Сторонами, отмечают:

-         разведка, крупномасштабное промышленное освоение и эксплуатация месторождений нефти и газа на суше и на континентальном шельфе острова Сахалин ведутся на правовой основе со строгим соблюдением законодательства Российской Федерации и международного права;

-         коренные малочисленные народы Севера Сахалина, проживающие в отдаленных населенных пунктах в сложных климатических условиях без развитой инфраструктуры сталкиваются с серьезными социально-экономическими проблемами в области сохранения и развития традиционных видов хозяйственной деятельности и возрождения культуры языка;

-         проблемы коренных малочисленных народов Севера Сахалина являются заботой Администрации области и разделяются всеми участниками Соглашения;

Учитывая вышеизложенное, Стороны заключили настоящее Соглашение о нижеследующем.

ПРИНЦИПЫ СОГЛАШЕНИЯ

-         соблюдение Сторонами положений Соглашения;

-         равноправие Сторон при выработке совместных решений;

-         добровольность Сторон в принятии на себя обязательств;

-         ответственность Сторон за выполнение принятых на себя обязательств;

-         прозрачность для общественности при принятии решений.

ЦЕЛИ СОГЛАШЕНИЯ

-         эффективная координация целевой программы «Экономическое социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалина на 2005 и последующий годы» и других мероприятий, направленных на улучшение жизни коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области в сфере здравоохранения, образования культуры и спорта, и программ социальной помощи реализуемых участниками соглашения.

-         Создание условий для устойчивого, гармоничного развития коренных малочисленных народов Севера Сахалина в местах компактного проживания на основе сохранения естественной среды их обитания, восстановления традиционного природопользования и хозяйствования;

-         принятие неотложных мер по поддержанию традиционного хозяйствования коренных малочисленных народов Севера в условиях крупномасштабного промышленного освоения нефтегазовых месторождений;

-         ведение диалога и выработка предложений по уменьшению воздействия на среду обитания коренных малочисленных народов с привлечением представителей коренных малочисленных народов, компаний операторов и государственных органов;

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

-         Стороны отмечают, что тесное и плодотворное сотрудничество позволит учесть интересы коренных малочисленных народов Севера Сахалина и найти взаимоприемлемые способы решения возникающих проблем при реализации нефтегазовых проектов Северных районов и прилегающего шельфа.

-         Изменения и дополнения в настоящее Соглашение оформляются в письменном виде и заверяются подписями всех Сторон.

ПОДПИСИ СТОРОН:

 

Администрация                

Сахалинской области

Нефтегазовые компании, участвующие

в освоении месторождений углеводородов

Северных районов Сахалина и прилегающего шельфа

Представители коренных

малочисленных народов Севера Сахалина

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

на проект «Соглашения о сотрудничестве в области социально-экономического развития коренных малочисленных народов Севера»

Проанализировав представленный документ, мы пришли к следующим выводам:

1. Данный документ, названный «Соглашение о сотрудничестве», по своей сути представляет декларацию о намерениях, поскольку не содержит ни одного конкретного направления сотрудничества между сторонами.

2. Структура документа не соответствует требованиям, предъявляемым к соглашениям и договорам гражданским законодательством;

• Документ содержит преамбулу, принципы соглашения, цели соглашения и заключительные положения, в нем отсутствуют основные элементы любого соглашения;

- предмет соглашения;

- конкретные меры по реализации целей и предмета соглашения

(механизмы реализации, объемы финансирования, сроки выполнения);

- обязательства сторон;

• заключительные положения также нарушают правила юридической техники, поскольку не содержат таких элементов как порядок расторжения соглашения, количество экземпляров, в котором оно составляется.

3. Терминология всего соглашения не конкретная, и не содержит никаких понятий, трактовка которых была бы однозначной,

4. Соглашение не содержит никаких механизмов по действительному сотрудничеству сторон, и, прежде всего, обязательств нефтедобывающих компаний по оценке воздействия на исконную среду обитания и традиционный образ жизни малочисленных народов Севера Сахалинской области, именуемой в российском законодательстве этнологической экспертизе, по минимизации негативного воздействия по оценке долговременного ущерба на исконную среду обитания и традиционный образ жизни коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, которая и должна определить размер компенсаций.

5. В качестве стороны не указаны уполномоченные представители коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области президент Ассоциации коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области, руководители региональных этнических организаций и местных общественных организаций.

6. Данное соглашение содержит упоминание программы «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера Сахалинской области на 2005 года и последующие годы», которая является региональной частью одноименной федеральной целевой программы, то есть не привносит дополнительного вклада в сотрудничество между сторонами.

Рекомендации:

Для обеспечения справедливого, прозрачного и действительного участия коренных народов в таких важных видах деятельности, влияющих на окружающую среду, традиционный образ жизни, как развитию нефтегазовой промышленности, можно представить использование опыта штата Аляска (США) по созданию системы трастовых фондов и региональных консультативных советов граждан.

 

В.В. Аникиев

доктор геолого-минералогических наук

Академик РАЕН, профессор

Председатель Правления Российской экологической Независимой экспертизы

Эксперт Министерства природных ресурсов

 

О.А. Мурашко

кандидат исторических наук

старший научный сотрудник МГУ им. М.В. Ломоносова

эксперт Государственной Думы-РФ

член Международной рабочей группы по делам коренных народов (IWGIA)

 

Е.Н. Хмелева

кандидат юридических наук

член Правления Правового центра «Родник»

Эксперт Ассоциации коренных малочисленных народов Севера, Сибири и

Дальнего Востока РФ

17 января 2005 Г.

 г. Южно-Сахалинск

 

 

 

Hosted by uCoz
http://www.svoboda.org/programs/eco/2005/eco.013105.asp http://www.bellona.ru/reports/yellow_report
©1998-2009 SOKOLOV V.N. http://uprava.nm.ru http://hronoinfotropos.narod.ru

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz